Усадьба Кусково, принадлежащая богатейшей фамилии России – Шереметьевым, находится на востоке Москвы. Эту усадьбу с великолепным дворцом, строениями и красивейшем парком называли «жемчужиной Европы».
Отец хозяин усадьбы – Борис Петрович Шереметьев начал свою карьеру как дипломат в Польше, затем на острове Мальта. Принимал участие во многих сражениях Северной войны, за что получил звание генерал-фельдмаршала, а затем – титул графа. В 60 лет женился на молодой красавице Анне Петровне Нарышкиной,
вдове дяди Петра I Льва Кирилловича Нарышикина. Девичья фамилия ее была Салтыкова.
Анна Петровна была моложе жениха на 34 года. Но, несмотря на разницу в возрасте, брак был счастливым.
Их сын – Петр Борисович Шереметьев и был основателем Кусково. Петр Борисович Шереметьев пережил царствование 5 венценосных особ. При Екатерине II был сенатором. Женился на Варваре Алексеевне Черкасской. Варвара Алексеевна принесла в приданной несколько окрестных деревень (в т.ч. Жулебино, известный микрайон современной Москвы). В результате брака на ней состояние Шереметьева возросло в 3 раза и он стал владельцем крупнейшего помещичьего хозяйства. Петр Борисович сам руководил разбивкой парка, строительством дворца и парковых сооружений.
С их сыном Николаем Петровичем связана одна из самых романтических историй того времени. Он влюбился в крепостную актрису Прасковью Жемчугову. Настоящая ее фамилия была Ковалева, но существовала традиция в шереметьевском крепостном театре, согласно которой актрисам давали фамилии по названиям драгоценных камней, вместо «неблагозвучных мужицких». Прасковья Ивановна получила сценическое имя Жемчугова.
У многих помещиков в то время были свои домашние театры, где ставились оперы и крепостные пели и играли жизнь, которая им была неизвестна и которую не понимали. Эти спектакли выглядели неуклюже и смешно. Не так было у Шереметьевых. Актеров для театра искали еще среди детей крепостных. Дети, которых отбирали для игры в театре, получали образование, с ними занимались. Прасковья была дочерью крепостного кузнеца Шереметьевых Ивана Ковалева. Прасковья Ивановна имела чудесный голос и могла взять ноту на октаву выше и на октаву ниже, чем любая певица. Она была образована, знала французский и итальянский языки, много читала и играла на музыкальных инструментах. Когда Екатерина II увидела спектакль с ее участием, она пришла в восторг и подарила Жемчуговой перстень с бриллиантом.
Но даже не талант Прасковьи привлекая Николая Шереметьева, а ее редкостные душевные качества: доброта, забота о близких. По ее просьбе Николай Петрович еще при ее жизни начал строить странноприимный дом – богадельню –приют для нищих калек и бесплатную больницу на 50 коек. В Москве существовали богоугодные заведения, но размах строительства Шереметьевской больнице на Сухаревке не имел прецедентов. Строительство вели крепостные архитекторы, в т.ч. Аргунов П.И. На содержание больницы граф внес 500 тысяч рублей. Шереметьевы финансировали заведение вплоть до 1917 года. В 1923 году на базе странноприимного дома был организован Институт неотложной помощи имени Склифосовского.
Также по инициативе Прасковьи Ивановны ежегодно проводилась беспроигрышная лотерея для невест-бесприданниц, где среди бедных девушек разыгрывались билеты достоинством в 200, 400 и 1000 рублей, которые шли им в приданное.
Жизнь Прасковьи Ивановны не была долгой. Она заболела туберкулезом и более не могла петь. Граф души в ней не чаял и его забота помогла ей подняться на ноги. Наконец, Николай Петрович решился дать вольную своей крепостной актрисе и всей ее семье. Он решается на женитьбу. В то время это было неслыханно – жениться на крепостной. Они обвенчались в церкви Симеона Столпника в Москве на Поварской улице. Брак был тайным, но законным. Решиться на огласку Шереметьев не решился.
Сейчас эта церковь украшает Новый Арбат(бывший Калининский проспект), а во время, когда начиналось строительство этого проспекта, ее собирались снести, чтобы не вносить «диссонанс» с строящимися высотными зданиями. Слава году, нашлись люди, которые отстояли эту церковь. Архитектор-реставратор Антропов буквально залез в ковш экскаватора, который пригнали для сноса церкви, и не покидал его до тех пор, пока не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану.
В браке родился их единственный сын Дмитрий. Прасковья Ивановна умерла спустя 3 недели после его рождения. Шереметьев обратился к государю Александру признать законность прав своего наследника.
Продолжение следует ( О том, что наиболее интересно посмотреть в усадьбе Кусково).
Жду-жду-жду продолжение!
В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года после перевода в Кусково единственного в России музея керамики была переименована в Государственный музей керамики и Усадьба Кусково . Сегодня — это один из крупнейших в мире обладателей коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности.
Усадьба, принадлежавшая графам Шереметевым, предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний; до наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, а также единственный в Москве французский регулярный парк усадьбы с мраморной скульптурой, прудами и павильонами.
Печально,что у Шереметьева умерла так рано жена,оставив маленького ребенка. Хочется узнать,что дальше будет…