В Москве в музее Изобразительных искусств им. Пушкина сейчас проходят две выставки – художников прерафаэлитов и Тициана. Всем, кто любит живопись и кто еще не посетил эти выставки, очень советую поторопиться и посетить из до 22 сентября. Получите огромное удовольствие. Лично я вышла из музея в приподнятом настроении и весь оставшийся вечер внутренне улыбалась, такое состояние было у меня на душе. Изначально я собиралась посетить только выставку работ Тициана, так как раньше не слышала о таком направлении в живописи, как прерафаэлиты. Но мы начали посещение музея с выставки этого направления и я была совершенно зачарованы их картинами. Расскажу только о трех из них.
Кто же такие прерафаэлиты? Это движение можно считать первым авангардным движением в живописи. «Братство прерафаэлитов» было основано в середине позапрошлого 19 века. И хотя это движение называли авангардным – это был авангард викторианской эпохи. Братство прерафаэлитов находилось в оппозиции по отношению к официальным художественным течениям. Лидерами этого движения были молодые британские художники Миллес, Россетти, Хант и Браун. Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» .
Прерафаэлиты брали идеи для своих работ из повседневной жизни, из библии, британской истории, литературы – произведений Шекспира и народных баллад, из природы. Их произведения отличают яркость, большое внимание к деталям, почти научная точность. Прерафаэлиты стремились писать непосредственно с натуры . Еще до импрессионистов художники братства рисовали на пленере. Прерафаэлиты стремились писать очень близко к правде (известен случай, когда, чтобы правдоподобно нарисовать цветы, один из художников вырыл яму в саду, так чтобы цветы оказались на уровне глаз, и несколько дней находился в ней и тщательно вырисовывал цветы.
Людей прерафаэлиты тоже писали с натуры. Но женщин, позирующих художникам, даже если они позировали в верхней одежде, консервативное английское общество осуждало (кроме случаев, когда заказывался парадный портрет дамы). Шансы выйти замуж у позирующих, уменьшались до нуля. Поэтому в натурщицы приглашали в основном женщин из домов терпимости. На каждой картине прерафаэлиты ставили секретный знак « PRB» .
Пожалуй, одна из самых известных картин прерафаэлитов – картина Джона Миллеса«Офелия«(фото вначале статьи), написанная на сюжет знаменитой Трагедии Шекспира, изображающая Офелию, которая сошла с ума, узнав о том, что Гамлет убил ее отца. Офелия собирала цветы, произнося бессвязные слова и что-то напевая, упала в воду и утонула. На картине Миллеса Офелия, наполовину погруженная в воду, поет. Вокруг плавают цветы, которые она собирала. Необыкновенно красив пейзаж, изображенный на картине. Пейзаж был написан, но художник не мог найти ту, с которой он бы писал Офелию, и вместо ее фигуры было белое пятно. После долгих поисков, художник нашел свою Офелию. «Офелия» была продавщицей в шляпной мастерской. Ее звали Элизабет Сиддал.
Она обладала ангельской красотой и кроме этого обладала потрясающим внутренним достоинством и манерами настоящей леди. Элизабет согласилась позировать только после того, как ее заверили, что с ней будут обращаться со всевозможным почтением. Платье для Офелии нашли в антикварной лавке. На картине оно как бы сливается с потоком, уносящим Офелию. Элизабет позировала Миллесу, лежа в ванне с водой. Художник хотел точно отобразить в воде складки платья и золотые локоны девушки. Увлеченный работой он не заметил, что вода остыла, а Элизабет не осмелилась прервать сеанс и несколько часов провела в холодной воде. Она простудилась, заболела воспалением легких, а затем у нее начался туберкулез. Элизабет Сиддал умерла в молодом возрасте, чуть старше 30 лет.
Вот такой ценой создаются шедевры.
Еще мне хотелось бы рассказать о картине Россетти «Прозерпина». На полотне изображена древнеримская богиня подземного царства Прозерпина, жена бога подземного царства Плутона. Прозерпина половину года проводит в царстве мертвых и половину – на Земле. И когда она возвращается на Землю из царства мертвых, на Земле наступает весна. По легенде, Плутон, отпуская ее в царство живых, дал вкусить ей зернышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и вернулась к нему. Необыкновенно красивая женщина с роскошными волосами, погружена в свои думы. Она проходит по мрачным коридорам своего подземного дворца, на заднем плане показан свет из верхнего, земного мира.
Запомнилась картина «Гугенот в ночь святого Варфоломея”. Двое юных влюбленных изображены на фоне старой кирпичной стены. Они поглощены друг другом. Она- католичка, он – гугенот. У них последнее свидание. И уже известно, что грядущей ночью состоится массовая резня гугенотов католиками. Но юноша еще может спастись, одев белую повязку. Белая повязка означает, что он готов перейти в католическую веру. Но сменить веру – это значит предать свои убеждения, оскорбить своих собратьев по вере. И он одной рукой обнимает девушку, а другой – отстраняет повязку, которую она силится завязать вокруг него. Скоро они расстанутся навсегда.
Музей ждал выставку прерафаэлитов почти 20 лет. В собраниях российских музеев работ художников-прерафаэлитов нет. Поэтому, друзья, постарайтесь успеть посетить выставку и насладитесь прекрасными работами прерафаэлитов .
А вот еще несколько работ прерафаэлитов
С большим удовольствием читаю все ваши статьи. Продолжайте писать обязательно. Андрей, Хакасия.
Евгения Афонская, актриса театра «Гоголь-центр», рассказывает о музе прерафаэлитов Элизабет Сиддал — знаменитой «Офелии» и выдающейся художнице викторианской эпохи.
Отношение прерафаэлитов к природе еще один важнейший аспект этого движения, как с точки зрения художественной теории, так и стиля. Поэтому неслучайно следующий важный раздел экспозиции так и назван — Природа . Призыв Джона Рёскина
О жизни Братства прерафаэлитов рассказывает британский сериал Отчаянные романтики , отмеченный критиками за работу актеров и художника-костюмера.
Думаю, надо посмотреть этот сериал.
Отношение прерафаэлитов к природе еще один важнейший аспект этого движения, как с точки зрения художественной теории, так и стиля. Поэтому неслучайно следующий важный раздел экспозиции так и назван — Природа . Призыв Джона Рёскина